Фото Андрея Вострова и Валерия Безрученко

Ежегодно, начиная с 1996 г., Национальный парк «Самарская Лука» проводит мероприятия в рамках акции «Марш парков».

«Марш парков» — международная общественная акция, призванная объединять людей вокруг идеи поддержки и сохранения заповедников, национальных и природных парков, заказников и других особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Цель «Марша парков» — помочь местным жителям, представителям органов власти и госуправления, учреждений образования, бизнеса, СМИ узнать как можно больше об ООПТ и лично внести свой вклад в их поддержку.

Акция «Марш парков» инициирована Центром охраны дикой природы в 1995 году. Ежегодно в стране в акции принимают участие сотни тысяч человек. Более 200 государственных и неправительственных организаций выступают в качестве организаторов локальных маршей. «Марш парков» — самая массовая акция по охране живой природы в России.

Координатор акции — Центр охраны дикой природы (ЦОДП), который ежегодно определяет ее формат и тематику, объявляет о проведении общих мероприятий, конкурсов и т. п., подводит итоги акции и распространяет их, стремится поощрять наиболее активных участников «Марша парков».

Временные рамки. «Марш парков» — это праздник ООПТ, имеющий строгие временные ограничения (не более двух недель). Временные рамки важны как повод для обращения к органам власти и спонсорам, для информационного «штурма» в СМИ, концентрации внимания населения. В разных регионах с различными климатическими условиями «Марш парков» может проводиться в разные даты, предпочтительно в дни наступления устойчивой весны.

Тематические границы. Мероприятия «Марша парков» должны иметь прямое отношение к ООПТ: содействовать распространению информации о них, привлечению к ним внимания и получению ими реальной помощи.

Просветительская эффективность в области заповедного дела является одним из ведущих приоритетов акции и каждого отдельно взятого ее мероприятия. Количественные показатели участия в акции, число проведенных мероприятий не могут быть главными ориентирами акции, ее подготовки, проведения и критериями оценки.

Направленность и характер мероприятий:

а) информационно-просветительское, познавательное — конференции, выставки, круглые столы, семинары, лекции, специальные уроки, беседы, демонстрации фильмов, выступления в СМИ и т. д.;

б) практическое — посадки деревьев и кустарников и другие работы по восстановлению нарушенных природных участков, расчистка родников, обустройство экологических троп и др.;

в)  исследовательское — оценка состояния ценных природных комплексов и территорий, зеленых зон, общественный экологический мониторинг и др.;

г)  агитационное — выступления молодежных агитбригад, агитационные трамваи, сбор подписей по актуальным природоохранным проблемам, специализированные фандрайзинговые акции и др.;

д)  конкурсное — творческие конкурсы, викторины, кроссворды, олимпиады и т. п.;

е)  праздничное — уличные шествия, театрализованные представления, фестивали, итоговые мероприятия Марша с награждением активных участников и др.

Программы мероприятий разных организаций в одном регионе могут отличаться друг от друга.

В рамках «Марша парков» должны проводиться только те мероприятия, которые соответствуют целям акции, т. е. сопровождаются непосредственными действиями в поддержку ООПТ и привлечением внимания к ним.

Особенно тщательной подготовки требуют мероприятия, не имеющие прямого отношения к ООПТ, например: уборка мусора, обустройство пришкольных территорий, спортивные состязания, концерты, конкурсы, в том числе поделок из вторсырья, клумб и т. п. Подобные мероприятия могут проводиться в рамках «Марша парков» только в тех случаях, если организаторами будет обеспечена их органичная связь с тематикой ООПТ.

В зависимости от условий местности и в разных типах населенных пунктов мероприятия «Марша парков» могут иметь свои особенности:

а) в границах ООПТ и в их окрестностях — часть мероприятий может быть непосредственно связана с территорией и объектами ООПТ (естественно, в соответствии с действующим режимом охраны), более широким участием сотрудников ООПТ, проведением занятий или наблюдений на природе и т. п. (при этом локальные координаторы не должны стремиться проводить все мероприятия на территории ООПТ);

б) на значительном удалении от ООПТ — мероприятия могут быть связаны с городскими парками и другими озелененными участками, пригородными лесами, иными природными территориями, не имеющими природоохранного статуса, что может потребовать от локальных координаторов дополнительных усилий для проведения акции в соответствии с настоящими Принципами.

Развитие благотворительности. Одна из главных задач «Марша парков»- содействие благотворительности в пользу ООПТ. При этом следует стремиться к тому, чтобы спонсорская помощь преимущественно была направлена на непосредственную поддержку ООПТ.

Атрибутика. Мероприятия акции должны проходить с использованием символики «Марша парков» (название акции, ее логотип, девиз). В то же время локальные координаторы могут использовать символику, актуальную для их территории и дополняющую (но не исключающую) общероссийскую. Наградные и иные документы локальных координаторов должны заметно отличаться по дизайну от аналогичных документов национального координатора (ЦОДП).